15 июня 2007 •

Сергей ЗНАЕМСКИЙ | Фото автора и компании Chrysler

Все началось с расписки: «Я, журналист Сергей Знаемский, обязуюсь называть Jeep Patriot именем Liberty»…

Стоп. Ведь Jeep Liberty — так в Америке называют известный нам Jeep Cherokee, не правда ли? Но в России под именем Liberty будет продаваться… Jeep Patriot. К чему такая маскировка? И что собой представляет Jeep Patriot — то есть, извините, Liberty?

Виноват в этой чехарде с именами… УАЗ. Ведь ульяновцы очень грамотно застолбили все права на «автомобильное» имя Patriot в России. Настолько грамотно, что, когда маркетологи из уже не существующего концерна DaimlerChrysler решили выводить кроссовер Jeep Patriot на европейский рынок, они даже не предпринимали попыток отвоевать российские права на название. И в итоге во всем мире Jeep Patriot — это Patriot, а в России он Liberty.

Впрочем, «ребрендинг» получился скромным: американцы поставили на Patriot задний бампер с подштамповкой от «настоящего» Liberty и поменяли шильдики с названием. Все!

Брутальный интерьер. Эргономика неплоха, но досаждает обилие мелких просчетов: не регулируемая по вылету рулевая колонка, мелкие ручки дефлекторов вентиляции, невнятно вращающиеся рукоятки «климата»…
Хромированная ручка блокировки муфты — как на «настоящих» внедорожниках Jeep
Кресла неплохи — «почти немецкий» профиль и широкие диапазоны четырех механических регулировок

На самом деле ведь Jeep Patriot… Ой, я же расписку давал! Словом, автомобиль, который будет нам известен под именем Jeep Liberty (а всему миру — как Jeep Patriot), построен на той же «глобальной» платформе, что Jeep Compass и Dodge Caliber. И теперь представлен журналистам там же, где ровно год назад Максим Кадаков впервые познакомился и с Компасом — на тихоокеанском побережье США в штате Орегон.

Jeep Patriot, он же «российский Liberty», и Compass унифицированы на 80%: у них одинаковые силовая структура кузова, шасси, двигатели и трансмиссии. Но при этом ни одной общей наружной кузовной детали! И если вычурный Compass с эмблемой Jeep выглядит порой комично, то Liberty полностью соответствует образу. Угловатый кузов, рубленые колесные арки, почти вертикальное лобовое стекло… Настоящий Jeep?

Почти. Как и Compass, Patriot/Liberty может быть переднеприводным! Американцы не видят в этом ничего кощунственного. Но для Европы предусмотрена только полноприводная трансмиссия Freedom Drive I — с электронноуправляемой фрикционной муфтой в приводе задних колес. Кстати, точно такую же муфту японской фирмы JTEKT имеют и Compass, и Caliber, и новый Misubishi Outlander XL…

Ручки замков сделаны из того же грубого пластика, что и весь интерьер. В широких дверных панелях не нашлось места для полноценных карманов. Зато какие динамики!
Это шоу-кар для американской тюнинговой выставки Sema. Доработок не так уж много — колеса да бамперы…

Унификация! Именно она была главной идеей совместного проекта концерна DaimlerChrysler, и «российский» Jeep Liberty — один из ее плодов. Базовым двигателем для России станет бензиновая «четверка» World Enginе объемом 2,4 л, разработанная американцами в сотрудничестве с Hyundai и Mitsubishi. Коробки передач — или пятиступенчатая «механика», или клиноременный вариатор Jatco, уже известный нам по тестам кроссоверов Caliber и Compass (он же ставится на новые седаны Mitsubishi Lancer с двухлитровыми моторами). А альтернатива бензиновому двигателю всего одна — двухлитровый 140-сильный турбодизель Volkswagen с шестиступенчатой механической коробкой передач. И только полный привод.

Дизельный Liberty разгоняется неплохо — три с хвостиком сотни фольксвагеновских ньютон-метров уверенно бросают машину вперед на любой из шести передач. Но расплачиваться за азартный характер мотора приходится постоянным давлением на барабанные перепонки, вибрация­ми и необходимостью частых переключений: чтобы укладываться в разрешенные в Орегоне 55 миль в час (по-нашему 88 км/ч), нужно постоянно скакать с третьей на четвертую передачу, удерживая обороты в узком рабочем диапазоне. Благо переключается «механика» четко.

Другое дело — бензиновый Liberty. Сумасшедшей тягой 170-сильный мотор похвастать не может, зато благодаря фазовращателям на впуске и выпуске он весьма эластичен. И передаточные числа в коробке подобраны на редкость удачно: включив в городе третью передачу, я лишь на хайвее вспомнил, что машина у меня не с вариатором, а с пятиступенчатой «механикой».

На заднем диване просторно, но сиденье простовато — плоский профиль, отсутствие подлокотника. Дверной проем заужен, однако высокая посадка избавляет от проблем при входе-выходе
Наличие полки в передней панели едва ли компенсирует небольшую вместительность «бардачка»

А сам вариатор — вещь на любителя неспешной езды. В спокойном темпе он удобен. Но, когда нужно резко ускориться, стрелка взлетает в верхнюю часть шкалы, мотор зависает на нудной высокой ноте… А ожидаемого ускорения все нет. Как нет и уверенности в действиях вариатора: будто чем выше скорость, тем менее расторопно он двигает своими шкивами. Одна отрада — ручной режим, в котором шесть фиксированных «ступеней» меняются молниеносно. Но все равно Liberty c вариатором — самый медлительный в тройке модификаций.

Что с управляемостью? Машины для внешних рынков от своих североамериканских собратьев отличаются иной настройкой амортизаторов и более жесткими пружинами. И вправду, маленький Jeep уверенно стоит на прямой, хорошо держит траекторию в длинном повороте и даже может пройти «на грани» пару связок. Но рулю все-таки ощутимо не хватает информативности «в нуле» и пологих виражах, а высокий центр тяжести вызывает ощутимые крены.

А еще для Европы Jeep будут обувать не во всесезонные американские покрышки Goodyear и Firestone, а в шины Continental PremiumContact 2, которые крайслеровцы по ходу презентации несколько раз наградили определением «all-terrain», то есть вседорожные. А чтобы доказать эту «вседорожность», организаторы запустили Liberty на песчаный спецучасток. Правда, в шинах все-таки стравили давление.

Топовая аудиосистема Boston Acoustics: откидные динамики в задней двери, сабвуфер в стенке багажника
Форма багажника оптимальна, а сложив диван и пассажирское кресло, можно увеличить его вплоть до передней панели

А подвеска-то держит удары на грунтовке! В машине четверо, скорость — около 60 км/ч. А я, игнорируя ворчание инструктора, специально не сбавляю ход перед буераками и песчаными наметами. Груженый Liberty «козлит» и швыряет седоков в потолок, но не допускает пробоев. И при этом упрямо карабкается на дюны!

Правда, машине с вариатором такой штурм дается труднее: без вмешательства водителя коробка не спешит переключаться «вниз». А после нескольких кругов на приборной панели тревожно замигали лампочки, задние колеса перестали «грести» — и машина зарылась в песок посреди подъема. Перегрев муфты? Пока нет, но, почуяв неладное, электроника превентивно ее отключила.

Дернув за хромированный рычажок на центральном тоннеле, муфту можно принудительно заблокировать. Но «жестко полноприводным» Liberty остается только на скоростях до 40 км/ч — после этого порога муфта «распускается» и переходит обратно в автоматический режим.

Словом, Jeep Liberty — не внедорожник, несмотря на полный привод и 204 мм дорожного просвета. Взгляните на низкую «губу» переднего бампера — и поймете, почему наш Jeep кроме своих следов оставил в дюнах еще и огромный кусок пластикового днища.

Правда, в Америке Jeep Patriot можно заказать с пакетом Off-Road — с увеличенным на 2,5 см дорожным просветом и с «укороченными» главными передачами. Но так как максимальная скорость такой машины ниже, то в Европу «внедорожный» Patriot (и, соответственно, в Россию — Liberty) не поставляется.

Словом, носиться сломя голову по барханам на Liberty не стоит. У машины другое жизненное кредо — будни в городе, уик-энд с умеренным офф-роудом на природе. Но постойте, ведь для этого уже есть Jeep Compass?

Действительно, Compass и Liberty функционально очень похожи — даже салоны по вместимости здесь практически одинаковы. Но для меня в роли городского Джипа гораздо естественнее смотрится Liberty. Здесь даже простецки сколоченный интерьер не так обескураживает: грубую пластмассу легко отмыть от болотной тины и не жалко поцарапать байдарочным веслом. Сюда и сама байдарка поместится без проблем: сложить «в пол» можно не только спинку заднего дивана, но и правое переднее кресло. Да и исходный объем багажника внушителен — 652 л, к тому же с полноразмерной «запаской».

Селектор вариатора в ручном режиме по-мерседесовски нужно покачивать вправо-влево

А еще есть куча приятных мелочей, знакомых по соплатформенникам, — аудиосистема Boston Acoustics с большим цветным дисплеем и откидным бумбоксом в задней двери, съемный фонарик в потолочном плафоне, подставка под iPod в центральном подлокотнике. Но климат-контроль по-прежнему не предусмотрен, а навигационная система в России работать не будет.

А цены? Поначалу Liberty у нас будет продаваться только в версии Limited: самый доступный — c бензиновым мотором и «механикой» — за 24700 евро. Доплата за вариатор — 1100 евро. Цена дизельной версии — 27200 евро. Недешево. А ведь цена могла бы стать логичным преимуществом Liberty над нынешними и грядущими конкурентами — такими как Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan. Но… У нас Liberty будет в среднем на 200 евро дороже, чем Compass. При том, что в Америке все наоборот: там базовый Compass почти на $1000 дороже, чем Patriot — тот самый, который в России будет известен как Liberty…

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Jeep Liberty
Модификация 2.4 2.0 CRD
Тип кузова универсал универсал
Число мест 5 5
Объем багажника, л 652/1535* 652/1535*
Снаряженная масса, кг 1535 (1570)** 1610
Полная масса, кг 2010 2010
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 2360 1968
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 88,0/97,0 81,0/95,5
Степень сжатия 10,5:1 18,0:1
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 170/125/6000 140/103/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 220/4500 310/1750—2500
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая (клиноременный вариатор) механическая, 6-ступенчатая
Привод полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 215/60 R17 215/60 R17
Максимальная скорость, км/ч 183 (185) 189
Время разгона 0—100 км/ч, с 10,7 (11,3) 11,0
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 10,7 (11,7) 8,8
загородный цикл 7,8 (8,5) 5,5
смешанный цикл 8,9 (9,7) 6,7
Емкость топливного бака, л 51,1 51,1
Топливо бензин АИ-95 дизтопливо
* При сложенной спинке заднего дивана
** Данные в скобках — для версии с клиноременным вариатором

Liberty, Patriot, Compass…

В крайслеровской чехарде названий немудрено запутаться — поэтому по­пробуем расставить все Джипы и Доджи по местам.

Кроссоверы Dodge Caliber, Jeep Compass и Jeep Patriot построены на глобальной «переднеприводной» платформе GS, совместно разработанной фирмой Mitsubishi и бывшим концерном DaimlerChrysler. У них, как и у соплатформенных японских автомобилей Mitsubishi Lancer, Outlander XL и Delica, многорычажные задние подвески, вариаторы и полноприводные модификации с фрикционной муфтой в приводе задних колес. И Dodge Caliber, и Jeep Compass продаются в России с прошлого года под своими именами, а Patriot — с июня нынешнего года под псевдонимом Liberty. Причем Caliber поставляется к нам только в переднеприводном исполнении (с бензиновыми моторами объемом 1,8 и 2,0 л), а Джипы — только с полным приводом. «Международные» Compass и Patriot различаются внеш­ностью и набором силовых агрегатов: у Компаса нет дизеля и двухлитрового бензинового мотора, который на американском Патриоте является опцией. Не оснащается этим двигателем и российский Liberty.

Jeep Cherokee 2007-го модельного года (американское название — Jeep Liberty) Jeep Compass
Jeep Cherokee нового поколения в Америке продолжит носить имя Liberty Dodge Caliber

Между тем в Америке под названием Jeep Liberty продается хорошо известный у нас Jeep Cherokee. Это совершенно другой автомобиль — настоящий внедорожник с «честным» полным приводом, неразрезным задним мостом, бензиновой «шестеркой» объемом 3,7 л (214 л.с.) или турбодизелем объемом 2,8 л (163 л.с.). На удлиненной платформе нынешнего Cherokee/Liberty построен и внедорожник Dodge Nitro, который уже продается в России.

А этой весной в Нью-Йорке представили Liberty нового поколения — с увеличенной базой, модернизированными подвесками и новой внешностью. Его продажи в Америке начнутся осенью, а у нас он появится в середине следующего года и будет носить традиционное имя Cherokee.

Источник: АвтоРЕВЮ